Программа работы Съезда


16 февраля

Корпус «Шуваловский»

15.00 – 17.00 Регистрация

17.00-20.00 Торжественное открытие Съезда:

  • Садовничий В.А. - Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, Вице-президент РАН, академик РАН
  • Алдошин С.М. - Вице-президент РАН, академик РАН
  • Дулинов М.В. - Заместитель Министра образования и науки РФ
  • приветствия от учителей химии России и стран СНГ

17 февраля

Корпус «Шуваловский»

9.30 – 12.00 Регистрация

12.00 – 14.00 Пленарное заседание:

Лунин В.В. – академик РАН, декан химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова «КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРОГРЕССА И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

Голубков С.В. – вице-президент Российского союза химиков, руководитель ЗАО «Росхимнефть» "ХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РОССИИ"

Москвин С.А. – отличник образования РСФСР, учитель химии МБОУ гимназия № 9 г. Екатеринбурга (Свердловская обл.) «ВОЗРОДИМ ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ!»

Ушеров А.И. – доцент Магнитогорского государственного технологического университета им. Г.И.Носова (Челябинская обл.) «ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ В ШКОЛЕ»

Стрельникова Л.Н. - гл.редактор журнала «Химия и жизнь. XXI век» «ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

14.30-15.30 Обед

16.00 – 18.30 Пленарное заседание (продолжение):

Попков В.А. – академик РАО, профессор Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова «ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ХИМИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ»

Оржековский П.А. – заведующий кафедрой методики преподавания химии Московского института открытого образования, профессор «ШКОЛЬНОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ»

Левина Л.С. - гл.редактор журнала «Химия в школе» «”ХИМИЯ В ШКОЛЕ” - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА…»

Беркович А.К. - ст.н.с. химического факультета МГУ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ АССОЦИАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ХИМИИ»

Химический факультет
19.00-20.00 Фуршет (Холл БХА)


18 февраля

Химический факультет

10.00 – 12.00 Секция «Современные достижения химической науки» (председатель академик РАН, профессор Лунин В.В.) - БХА
Доклады академика Бучаченко А.Л., чл.-корр. Антипова Е.В.

12.00-12.30 Кофе-пауза (Холл БХА)

12.30-14.00 (СХА) 12.30-14.00 (ЮХА)
Секция «Учебно-методическое обеспечение курса химии в школе и учебники по химии» (сопредседатели профессор, д.ф.-м.н. Еремин В.В., профессор, д.пед.н. Оржековский П.А.) Секция «Взаимодействие высшей и средней школы в области химического образования» (сопредседатели профессор, д.ф.-м.н. Кузьменко Н.Е. и профессор, д.пед.н. Фадеев Г.Н.)
14.00-15.00
Обед
15.00-17.00
Продолжение работы секции
Круглые столы
15.00-17.00
Продолжение работы секции
Круглые столы

17.00-17.30 Кофе-пауза

18.00-20.00 Учреждение Ассоциации учителей и преподавателей химии. Принятие резолюции Съезда. Торжественное закрытие Съезда.


Развернутая программа докладов 18 февраля

10.00 – 12.00 Секция «Современные достижения химической науки» (председатель академик РАН, декан химического факультета МГУ, профессор Лунин В.В.) – БХА

Бучаченко А.Л. – академик РАН, заведующий кафедрой химической кинетики химического факультета МГУ, профессор «КРАСОТА И ОЧАРОВАНИЕ ХИМИИ»

Антипов Е.В. – чл.-корр. РАН, заведующий кафедрой электрохимии химического факультета МГУ, профессор «АККУМУЛЯТОРЫ БУДУЩЕГО»

Зык Н.В. – заслуженный деятель науки РФ, заслуженный профессор МГУ, заведующий лабораторией биологически-активных органических соединений химического факультета МГУ «НОВЫЕ РЕАГЕНТЫ И НОВЫЕ РЕАКЦИИ В ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

12.00-12.30 Кофе-пауза (Холл БХА)

Программа работы секции «Учебно-методическое обеспечение курса химии в школе и учебники по химии»

Обсуждаемые вопросы:
1) Содержание школьного курса химии и его соответствие новым стандартам
2) Опыт преподавания химии по различным учебным комплектам
3) Проблема соответствия школьных учебников современному уровню развития науки
4) Инновационные методы обучения химии
5) Использование информационных ресурсов
6) Практика дистанционного обучения химии
7) Профильное обучение химии
8) Реализация системно-деятельностного подхода при обучении химии
9) Опыт достижения метапредметных результатов обучения химии
10) Опыт исследовательской деятельности школьников
11) Элективные курсы
12) Вопросы качества подготовки учащихся по химии и проблемы аттестации

Расписание работы

12.30 – 14.00. Опыт преподавания по различным УМК
1. Шипарева Г.А. (Москва, гимназия № 1505). Работа с текстом при изучении химии в основной школе на основе УМК авторского коллектива преподавателей МГУ.
2. Менделеева Е.А. (Москва, СУНЦ МГУ). УМК по химии для 8-9 классов Бердоносова С.С., Менделеевой Е.А.
3. Дорохова Л.М. (Москва, издательство «Дрофа»). Издательство "Дрофа" в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
4. Габриелян О.С. (Москва). Реализация требований ФГОС в линии УМК "Химия" автора О.С. Габриеляна.
5. Храмова О.В. (Ульяновск, школа № 76). Из опыта обучения химии с использованием УМК Л.М. Кузнецовой.
6. Новошинская Н.С. (Москва, издательство «Русское слово»). О месте органической химии в курсе химии средней школы.
7. Панькина В.В. (Саранск, лицей № 7). Методический и содержательный аспекты УМК по химии под редакцией Кузнецовой Н.Е.

Регламент: выступление – 10 минут, ответы на вопросы – 5 минут.

15.00 – 17.00. Учебно-методическое обеспечение курса химии
1. Миняйлов В.В. (Москва, Химический факультет МГУ). Интернет-ресурсы Химического факультета МГУ для школы: от электронных публикаций до дистанционного обучения.
2. Загорский В.В. (Москва, СУНЦ МГУ). Преподавание химии в непрофильных выпускных классах: возможность и необходимость интернет-поддержки.
3. Рулева Т.М. (Иркутск, школа № 19). Мультимедийное сопровождение уроков химии: за и против.
4. Ахлебинин А.К. (Калуга, КГУ). Концепция электронного учебника по химии.
5. Артемова О.Г. (Волгоград, лицей № 8). Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями.
6. Ахметов М.А. (Ульяновск, УИПКПРО). Школьный учебник химии и познавательная активность школьников.
7. Жилин Д.М. (Москва, школа № 192). Химический эксперимент в школах: проблемы и пути решения.
8. Горбенко Н.В. (Нижний Новгород, институт развития образования). УМК «Химические основы экологии» для профильной школы.
9. Высоцкая Е.В. (Москва, Психологический институт РАО). Пропедевтика химии (6-7 класс): новые возможности развития химического мышления.
10. Шакирова Н.С. (Москва, МПГУ). Пропедевтические занятия по химии в Политехническом музее.
11. Березкин П.Н. (Ярославль, Красноткацкая школа). Совершенствование учебного процесса в современных условиях.
12. Турчен Д.Н. (Санкт-Петербург, РГПУ). Новой школе – новый учебник.
13. Титов Н.А. (Брянск, БГУ). Особенности творческого становления будущих учителей химии.
14. Разина Т.Ф. (Удомля, школа им. Д.И.Менделеева). 160-летию пребывания Д.И.Менделеева на Удомельской земле (бывший Вышневолоцкий уезд) посвящается.

Регламент: выступление – 7 минут, ответы на вопросы – 3 минуты.

17.10 – 18.00. Краткие выступления, свободная дискуссия
Регламент – выступление не более 5 минут, включая обсуждение.

Программа работы секции «Взаимодействие высшей и средней школы в области химического образования»
(сопредседатели профессор, д.ф.-м.н. Кузьменко Н.Е. и профессор, д.пед.н. Фадеев Г.Н.)

Обсуждаемые вопросы:
1) Вопросы качества подготовки учащихся по химии и проблемы аттестации
2) Повышение квалификации учителей химии
3) Подготовка педагогических кадров
4) Вопросы качества высшего педагогического образования
5) Преемственность образовательных стратегий «средняя школа – старшая школа – вуз»
6) Внеклассная работа по химии
7) Различные стратегии привлечения абитуриентов в химические вузы
8) Химические олимпиады и конкурсы среди школьников и студентов
9) Химия и предметы естественнонаучного профиля
10) Интернет-сообщества учителей и преподавателей химии

Расписание работы
12.30 – 14.00.
1) Пак М.С. (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена). Взаимодействие средней и высшей школы в сфере химического образования.
2) Белан Н.А. (Омская область, БОУДПО "Институт развития образования Омской области"). Совершенствование дополнительного профессионального образования учителей химии.
3) Емельянов В.А. (Новосибирская область, Институт неорганической химии им. А.В. Николаева СО РАН). Опыт организации довузовской подготовки в системе НГУ – СУНЦ НГУ – средняя школа.
4) Копылова Л.И. (Тамбовская область, МБОУ Староюрьевская СОШ). Развитие системы непрерывного агробизнес-образования «МБОУ Староюрьевская СОШ – Мичуринский государственный аграрный университет
5) Кощеева А.Н. (Пермский край, МАОУ "Лицей № 2" г. Перми) «Учебно-научно-методический комплекс МАОУ «Лицей № 2» (школа для старшеклассников) г. Перми – Пермский государственный национальный исследовательский университет»: опыт, перспективы
6) Лебедь Л.В. (Саратовская область, ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова") Комплекс профориентационных мероприятий как основа непрерывного образовательного процесса в системе "школа-вуз".
Регламент: выступление – 10 минут, ответы на вопросы – 5 минут.

15.00 – 17.00.
1) Макаров Б.П. (Москва, Химический факультет МГУ). Проектно-исследовательская деятельность учащихся как инструмент взаимодействия школы с ВУЗами.
2) Малинский В.С. (Москва, ГБОУ г.Москвы лицей №1535). Профильный уровень химии в школе и ЕГЭ.
3) Мялкин И.В. (Нижегородская область, ВФ МИСиС). Преподавание химических дисциплин студентам нехимических специальностей после среднего образования (на примере ВФ МИСиС).
4) Орлова И.А. (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена). Роль конкурса исследовательских работ в модернизации школьного экологического образования.
5) Першина С.В. (Волгоградская область, ФГОУ СПО Волгоградский политехнический колледж им. В.И. Вернадского). Проектные технологии в организации исследовательской деятельности студентов по дисциплине "Химия".
6) Першина С.В. (Волгоградская область, ФГОУ СПО Волгоградский политехнический колледж им. В.И. Вернадского). Олимпиады по химии среди студентов СПО Волгоградской области.
7) Погорова Л.Б. (Ингушская Республика, МОУ "СОШ №3 г. Карабулак"). Взаимодействие школьного и вузовского образования.
8) Подшивалова И.А. (Московская область, МОУ Томилинская СОШ № 14). Опыт работы «базовая школа - ВУЗ» на примере сотрудничества МГТУ им. А.Н. Косыгина и МОУ ТСОШ №14.
9) Роговая О.Г. (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена). Отражение достижений современной науки в школьном курсе химии.
10) Румянцев Е.В. (Ивановская область, Ивановский государственный химико-технологический университет). Научно-методические приемы и технологии в организации исследовательской деятельности учащихся. Опыт регионального университета.
11) Тупикин Е.И. (Москва, Научно-исследовательский институт развития профессионального образования при Департаменте образования г. Москвы). Общеобразовательная химическая подготовка – важнейший фактор формирования общих компетенций обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях и педагогические условия, повышающие ее эффективность
12) Шабаршин В.М. (Липецкая область, Липецкий государственный педагогический университет). Липецкие учителя и преподаватели съезду
13) Чупатова Т.Н. (Новосибирская область, МБОУ гимназия №4). «Совместная проектная деятельность учителей, учащихся и научных сотрудников ИФП СОРАН в процессе подготовки и проведения научно-практических конференций «Нанотехнологии – прорыв в будущее»»
Регламент: выступление – 10 минут, ответы на вопросы – 5 минут.

17.10 – 18.00. Краткие выступления, свободная дискуссия
Регламент – выступление не более 5 минут, включая обсуждение.


БХА - Большая химическая аудитория Химического факультета МГУ
ЮХА - Южная химическая аудитория Химического факультета МГУ
СХА - Северная химическая аудитория Химического факультета МГУ